Религия и нравственное состояние.
Население империи исповедовало множество разнообразных культов, которые находились в процессе взаимопроникновения и взаимовлияния. В религиоведении это явление называется синкретизмом.
Римляне в силу своего многобожия отличались веротерпимостью. Возвращаясь из завоеванных стран, они приносили с собой верования покоренных народов и сооружали храмы новым богам. Боги греческого пантеона, воспринятые римлянами, выглядели малопривлекательно. В божества почти никто всерьез не верил, а многие даже подшучивали над ними. Все эти культы были очень похожи на современные суеверия, однако среди сельских жителей и в провинциях вера в местных богов играла существенную роль.
Гораздо привлекательнее для греко-римского мира были восточные культы, а также возникший под их влиянием культ императора. Император Август после смерти был объявлен богом, и в его честь возводились храмы. Большое распространение на Апеннинском полуострове получил фригийский культ Кибелы (великой матери земли и богов, то есть культ плодородия, благополучия и процветания), а также связанный с ним культ Аттиса. Из Египта в Рим пришел сходный с культом Кибелы и Аттиса культ Исиды, которую в империи называли "та, у которой тысяча имен", и культ ее мужа, Осириса. В Риме были воздвигнуты храмы таких восточных божеств, как сирийский Ваал, фракийский Дионис (бог виноделия), египетская Исида и др.
Поклонение этим божествам, как правило, сопровождалось массовыми мистическими оргиями, которые продолжались несколько дней и включали таинственные обряды и ритуалы, обещавшие бессмертие и обновление.
Мораль и нравственность в Римской империи пребывали в упадке. Римлянам по большей части были чужды понятия любви к ближнему, бескорыстия и милосердия, а утонченному римскому эгоизму не противостояли никакие возвышенные сдерживающие принципы.
АРХАИЧЕСКАЯ ТРОИЦА БОГОВ
1. Юпитер (Зевс – гр.) – верховное божество, бог порядка, закона,
суда, бог грозы, молнии.
2. Марс (Арес - гр.)– бог войны.
3. Квирин – бог мирного труда, земледелия, ремесленничества, на-
родных собраний.
КАПИТОЛИЙСКАЯ ТРОИЦА БОГОВ
1. Юпитер (Зевс – гр.) – верховное божество, бог порядка, закона,
суда, бог грозы, молнии.
2. Юнона (Гера – гр.) – богиня брака, материнства, женщин, супруга
Юпитера.
3. Минерва (Афина – гр.) – богиня искусства, науки, литературы,
медицины.
ПЛЕБЕЙСКАЯ ТРОИЦА БОГОВ
1. Церера (Деметра – гр.) – богиня плодородия, животворящей си-
лы, плодородия.
2. Либер (аналог Диониса/Вакха - гр.) – бог плодородия и виногра-
дарства.
3. Либера (Ариадна – гр.) – богиня плодородия и виноградарства,
супруга Либера.
ПАНТЕОН ГЛАВНЫХ БОГОВ ДРЕВНЕГО РИМА
1. Венера (Афродита – гр.) - богиня любви и красоты.
2. Диана (Феба) (Артемида – гр.) – богиня охоты. Богиня Луны,
покровительница рожениц. Сестра-близнец Аполлона
3. Сатурн (Крон – гр.) – бог времени.
4. Вулкан (Гефест – гр.) – бог огня и кузнечного дела.
5. Нептун (Посейдон – гр.) – бог и владыка моря.
6. Плутон (Аид – гр.) – бог и владыка царства мёртвых.
7. Бахус (Дионис/Вакх – гр.) - бог плодоносящих сил земли, расти-
тельности, виноградарства, виноделия.
8. Аполлон (Феб) – бог гармонии, прорицания, стреловержец. Бог
света, Солнца.
9. Меркурий (Гермес – гр.) – бог торговли, проводник душ мёртвых,
покровитель ремесел и искусств, знаток тайн магии, астрологии.
10 Купидон (Эрос – гр.) – бог любви. Крылатый, хитроумный, но
жестокосердный малыш
11. Янус – бог начала, входа и выхода, дверей.
12. Веста (Гестия – гр.) – богиня домашнего очага.
13. Лукорес – бог рощ.
14. Опс (Рея – гр.)– богиня посевов и урожаев, жена Сатурна.
15. Теллус – богиня земли-кормилицы и её производящих сил.
16. Пиетас – богиня благочестия.
17. Фидес – богиня верности, доверия, долга.
18. Виктория – богиня победы.
19. Эскулап (Асклепий – гр.) - бог врачевания, сын Аполлона и вос-
питанник кентавра Хирона.
20 Орк (Аид – гр.) – божество смерти, а также само царство мёрт-
вых.
21. Ювента (Геба – гр.) – богиня юности, дочь Зевса. Виночерпий
на пиру богов . Жена Геракла.
Помимо основных богов римляне почитали множество второстепенных богов.
среди них древнейшими были боги - покровители семьи и рода. к ним относили тени или души умерших, которых называли маны, богов-покровителей дома и домашнего очага, или пенатов, а также вообще духов-покровителей, или ларов. лары помогали людям в конкретных видах деятельности - ремёслах, строительстве, военном деле и так далее.
существовал в риме культ огня, который воплощался в образе богини весты, служительницы которой, весталки, были обязаны хранить обет безбрачия. кроме того, существовали мелкие, но очень важные боги, или духи, покровительствовавшие во вполне определённых действиях человека. каждый шаг - еда, питьё, движение - всё зависело от этих богов или духов, имена которых памятники римской культуры не сохранили. были свои духи-покровители у мужчин (гении) и у женщин (юноны).
маны (manes), в римской мифологии боги загробного мира, затем обожествлённые души предков (dii parentum, dii parentes). в честь маны в дни поминовения приносились жертвы: в каристии, когда за трапезой собиралась вся родня и якобы присутствовали умершие родственники, на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем маны» (lapis mana-lis) вход в подземелье — мундус, считавшийся входом в мир мёртвых. маны в отличие от лемуров, назывались добрыми богами, но и они вызывали опасения; с ними была связана страшная подземная богиня мания, насылавшая безумие, иногда отождествлявшаяся с матерью ларов, так же как впоследствии сами маны, интерпретировавшиеся уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. маны считались также хранителями гробниц. с конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения манне с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь.
пенаты (penates, от penus, penetralia — внутренняя, потайная часть жилища, храма), в римской мифологии божества-хранители. пенаты — фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впоследствии пенатами назывались все почитавшиеся фамилией боги дома, домашнего очага. как и лары, с которыми пенаты иногда отождествляются, были символом родного дома и домашнего очага.
пенаты государственные, пенаты римского народа считались одной из главных святынь рима, залогом его непобедимости и вечности. в торжественных клятвах пенаты призывались вместе с юпитером. считалось, что они были привезены энеем из трои сначала в город лавиний, а потом были помещены в риме во внутренней части храма весты. имена пенат и их изображения хранились в тайне от непосвящённых, приближаться к ним могли только жрецы и весталки, что породило самые различные толкования сущности и происхождения пенат. считалось, что это деревянные или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда полученные родоначальником троянцев дарданом от афины (вместе с палладием, также хранившимся в храме весты). для служения им дардан создал коллегию салиев. нигидий фигул считал пенатами аполлона и нептуна, строившего стены трои. некоторые причисляли к пенатам весту, поскольку полководцы, отправляясь в провинции, а магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в лавиний, другие — великих богов, от которых всё произошло (небо и земля), или юпитера, юнону, минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и меркурия (как бога речи), которых соединил тарквиний древний, посвящённый в самофракийские мистерии. этруски считали пенатами цереру, палее и фортуну. отождествляли с пенатами диоскуров, также почитавшихся на самофракии и изображавшихся в общедоступном храме у форума в виде двух вооружённых копьями сидящих юношей. согласно греческому историку 3 в. до н. э. тимею, пенаты — два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд; перевезённые в рим, они дважды возвращались в храм лавиний и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, которая не была целомудренной. в надписях пенаты упоминаются редко.
лары (lares), в римской мифологии божества — покровители коллективов и их земель. чаще почитались как недифференцированное целое отдельными фамилиями, соседскими общинами, гражданской общиной. римляне выводили культ лары из культа мёртвых. фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. к ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря лары и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. глава фамилии был верховным жрецом культа лары как покровителей соседской общины и добрососедских отношений лару почитали на перекрёстках (compita, компитальные лары), где сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрёстку усадеб. здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений ларе как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической ларентой-ларундой. манией и иногда отождествлявшейся с ней матерью лары, получавшей в виде жертвы бобовую кашу. праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним ларам и компитальным ларам. компиталий, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — сервием туллием. обслуживали культ компитальных лар коллегии плебеев и рабов. август в 12 до н. э. реформировал культ лары, образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале рима и других городов, и соединил с культом своего гения. однако в домах и имениях лару продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. изображались фамильные и соседские лары в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители). своих лар имела и римская гражданская община в целом. к ним как хранителям и защитникам наряду с марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе территории города. греки отождествляли лару с героями, культ которых, возможно, ранее существовал в риме. в пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н. э., посвящённая «лару энею» (т. е. герою энею); толкование лар как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных, могучих мужей, ставших богами. в провинциях лару отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. некоторые современные исследователи связывают лару с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.
веста (vesta), в римской мифологии богиня священного очага городской общины, курии, дома. соответствует греческой гестии, культ весты, восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привезённым энеем и хранившимся в храме весты как залог мощи рима, и регией — жилищем царя. жрицы весты — весталки избирались из числа девочек 6—10 лет; они должны были сохранять девственность в течение 30 лет, за нарушение этого запрета замуровывались живыми. весталки поддерживали в очаге храма весты постоянный огонь, как символ государственной надёжности и устойчивости, участвовали в обрядах, изготовляли смеси из муки, соли, пепла жертвенных животных во время жертвоприношений (т. н. mola salsa). хотя угасание огня весты считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые. в частных домах весте посвящался вход в дом — вестибул. впоследствии весту отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнём как чистейшим элементом, её причисляли к пенатам рима, т. к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и весте. изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
гении (genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить»), в римской мифологии первоначально божество — прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. считалось, что каждый мужчина имеет своего гения. особенно почитался гений главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи гениям господ и патронов по формуле: «гений нашего гая», «гений нашего марка» и пр. клятва гению господина считалась самой священной для раба. постепенно гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения — добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. в таком качестве гений соответствует греческому демону (напр., у апулея в сочинении «о боге сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. считалось, что гений имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно сервию, не было места без гения], корпорации, воинские части и т. д. посвятительные надписи таким гениям многочисленны по всей империи. предполагалось, что гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. в эпоху империи особое значение приобрёл культ гений рима и императора. последний был введён августом, присоединившим свой гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым. клятва гениям императора считалась самой священной, и нарушение её приравнивалось к оскорблению величества. гений рима был посвящён на капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол гения — хранителя рима скрывались, чтобы его не переманили враги.
духи предков в древнем риме назывались манами — чистыми, добрыми духами. в этом названии было больше лести, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. каждая семья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюду проводились лемурии — праздники мертвых. тогда считали, что в эти дни души выходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами или ларвами. в каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком обходил все комнаты, отгоняя духов. после этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. при этом он девять раз повторял заклинание: «это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. после этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него из всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.
21 февраля был другой праздник, называемый фералии, в этот день для умерших готовили трапезу.
духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежели обильные жертвы. в дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. самое главное — помолиться им от всего сердца. и следует о них помнить. однажды во время войны забыли провести фералии. в городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили из могил и громким плачем оглашали улицы. как только им принесли жертвы, они вернулись в землю и мор прекратился. страной умерших был орк, как у греков аид, — глубокие подземные пещеры в недоступных горах. так же назывался и властелин этого царства теней. мы не знаем его изображения, так как он никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. однако на склоне капитолия был найден храм другого бога смерти, вейовиса, имя которого как бы означало отрицание благотворной силы юпитера (йовиса).
в близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны — что-то вроде ангелов-хранителей женщин. каждый человек в зависимости от пола имеет своего гения или свою юнону. в момент появления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает, после чего становится одним из манов. гений наблюдает за человеком, помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.
некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двух гениев: один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и в зависимости от того, за кем из них он пойдет, человека после смерти ждет благословенная судьба или кара. однако это было уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.
в дни рождения каждый приносил жертву своему гению. гения изображали в виде змеи или римским гражданином в тоге, с рогом изобилия.
к этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые опекают поле и дом крестьянина. в риме не было культа более популярного, чем культ ларов. каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых божков, так как приписывал им все успехи, здоровье и счастье семьи. уезжая, римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. они с детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранились изображения ларов. называли его — ларариум), установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости и печали. как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и все государство. на уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, и местные жители относились к ним с большим почтением. ежегодно в первые дни января отмечался праздник участковых ларов. это было большой радостью для простого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты, атлеты и певцы. праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался за здоровье ларов.
в той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларами обитали также благодетельные божества — пенаты. они опекали кладовую.
для того чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимо представить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главной комнатой — атриумом. в атриуме находился очаг, на нем готовили пищу, и одновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этой комнате. перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время еды.
за завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку с едой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были. благодаря этой жертве все блюда тоже становились как бы священными, а если на землю падала, например, даже крошка хлеба, ее следовало бережно поднять и бросить в огонь. так как государство считалось большой семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме с вестой.
родственная самим именем греческой гестии, веста была олицетворением семейного очага. ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего в самом риме, где храм ее был как бы центром столицы, а следовательно, и всего государства. культ весты был древнейшим и одним из самых важных. храм вместе с рощей находился на склоне палатинского холма возле форума, у самой виа сакра — священной дороги, по которой проходили триумфальные шествия победоносных вождей. форум — площадь, рынок, вообще место, где собиралось много народа; центр экономической и политической жизни. в риме таким центром стал римский форум (форум романум). рядом находился так называемый атриум весты, или, как мы сказали бы теперь, монастырь весталок. неподалеку располагалось жилище верховного жреца — регия, или «царский дворец». его называли «царским дворцом» потому, что там некогда жил царь (рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главой весталок.
сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытные глиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей рима. он делился на две части. в одной пылал вечный огонь весты, эта часть днем была доступна для всех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. другая часть, как бы «святая святых», была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что там находится. хранились там некие таинственные святыни, от которых зависело счастье рима. в самом храме не было статуи весты, она находилась в преддверии, выполненная по образу греческой гестии.
службу в храме несли шесть весталок. их выбирал верховный жрец (понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. девочка поступала в монастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняя енвинность и отрекшись от мира.
первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять лет она служила в храме, последние десять лет обучала новеньких. через тридцать лет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж и создать собственную семью.
однако случалось это чрезвычайно редко — по всеобщему убеждению, весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни. поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до конца своих дней, пользуясь уважением подруг и общества.
главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре богини. они следили за ним днем и ночью, все время подкладывая новые щепки, чтобы он никогда не угасал. если огонь гаснул, это было не только преступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для государства.
разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. добывали огонь трением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным способом, уходящим к каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов, затерянных в дальних углах земли, куда еще не достигла цивилизация. культ весты неукоснительно сохранял формы быта древнейшей италии, поэтому все орудия в храме — нож, топор — должны были бить бронзовыми, а не железными. весталки не имели права уходить из города, они обязаны были находиться всегда поблизости от священного огня. жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть.
столь же суровое наказание постигало весталку, которая нарушала обет целомудрия. ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытые носилки), чтобы никто не мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли через форум. при приближении паланкина прохожие молча останавливались и, склонив головы, шли за процессией к месту казни. оно находилось возле одних из ворот города, где уже ожидало вырытое углубление, достаточно обширное, чтобы в нем могли поместиться ложе и стол. (весталок, нарушивших обет девственности, замуровывали заживо в земляном валу близ коллинских ворот в восточной части города.) на столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба, воды, молока и оливкового масла. ликтор открывал паланкин, а в это время верховный жрец молился, подняв руки к небу. (ликторы — служители, а также почетная стража высших должностных лиц; вооружены были фасциями (пучок розг) с воткнутыми в них топорами.) закончив молитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лица ее не могли увидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице в приготовленное углубление. лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. обычно весталка умирала через несколько дней. иногда семье удавалось потихоньку освободить ее, но, разумеется, такая освобожденная весталка навсегда устранялась от общественной жизни.
весталки были окружены большим уважением. если одна из них выходила на улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками. весталкам предоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде их свидетельство имело силу присяги. ведомый на смерть преступник, встретив одну из этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка возглашала помилование, его отпускали на свободу. молитвам вестальских дев придавали особое значение. они ежедневно молились за успехи и целостность римского государства. в девятый день июня, в торжественный праздник весталий, римские матроны совершали паломничество к храму весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. в этот день мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились.
(с)
отсюда
отсюда
отсюда